Публикации

Панкратова Л. В.

О периодизации раннего железного века в Сургутском Приобье // Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 3 (66). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ИСТОРИЯ…). С. 141 – 144.

 На основе анализа исследований памятников раннего железного века в Сургутском Приобье делается вывод о том, что позиция Л.А. Чиндиной о формировании кулайской культуры в Среднем Приобье обоснована типологическими построениями, стратиграфическими наблюдениями, данными радиоуглеродного датирования, и она не опровергнута иными исследованиями. Поэтому необходимо придерживаться предложенных данным исследователем наименований в определении периодов эволюции кулайской культуры: васюганского и саровского. Для характеристики же локальных явлений становления культуры необходимо использовать иную, четко обоснованную терминологию, отражающую реальные исторические процессы, происходящие в регионе. Например, начальный этап раннего железа в Сургутском Приобье было бы целесообразно назвать белоярско-калинкинским, подчеркнув тем самым двухкомпонентный, неоднородный состав населения, а за следующей стадией сохранить название васюганского этапа кулайской культуры.

Археология

Панкратова Л. В.

О возможных истоках иконографии образа медведя в кулайской металлопластике // Вестник ТГПУ. 2015. 9 (162).

Скульптура древних обитателей Западной Сибири изучена с целью выявления истоков иконографии образа медведя в культовой металлопластике кулайской общности раннего железного века. Установлено, что фигурки медведя, стоящего на четырех лапах, и изображения головы зверя генетически связаны с аналогичными вариантами скульптуры, появившимися в неолите. Изображения стоящего на задних лапах медведя приобретают популярность накануне эпохи железа под влиянием лесостепных этнокультурных импульсов. Парциальные изображения переживают процесс реархаизации и образуют композиции, известные как медведь в «жертвенной позе». Иконографические типы отражают различные семантические пласты, являясь, в частности, социальными символами.

Археология

Панкратова Л. В.

Ажурная орнитоморфная металлопластика Кулайского и Саровского святилищ: к проблеме генезиса кулайского стиля // Вестник Томского государственного университета. История. 2016. №4 (42). С. 150 – 156.

Исследуется бронзовая орнитоморфная металлопластика из Саровского и Кулайского святилищ кулайской культуры. На основе анализа стандартных блоков бронзовых изображений, выполненных в технике плоского ажурного и плоского с элементами рельефа литья, выделены стилистические признаки кулайской изобразительной традиции. Высказана гипотеза о том, что формирование кулайского изобразительного стиля базировалось на автохтонной энеолитической, сейминско-турбинской и самусьской традициях эпохи бронзы при участии скифского компонента.

Археология

Кухта М. С., Пустозерова О. Л.

Влияние дизайна ювелирного украшения в этностиле на выбор материалов и технологий // Дизайн. Теория и практика. 2013. № 12. С. 1-8.

Предложен дизайн ювелирного украшения в этностиле, в основе которого лежат артефакты этнокультурного наследия Западной Сибири, обоснован выбор материалов и определены особенности технологии изготовления украшения. Выявлена специфика формообразования, базирующегося на семантике символов культур.

Дизайн, археология

Поделиться