Сибирская неоархаика

Что касается истории и важного вопроса, кто же первым сказал «а»: дальними предшественниками  можно считать, во-первых, художников, представителей сибирских коренных народов, получивших в начале ХХ века художественное классическое  образование и показавших в своих живописных произведениях величественную и нетронутую природу Сибири (это Гуркин Г.И., Чевалков Н.И., Панков К.А.,  и др.). Во-вторых, это художники, которые участвовали в научных или иных экспедициях, и создали определённый «архив» полевых зарисовок, связанных с этнографией аборигенных этносов (Каратанов Д.И., Варгин, Базанова и др.) и сформировали некоторый «первичный» интерес в среде творцов искусства и публики. 

В 1960–1970-е годы, эпоху «великих строек» и крупных археологических и исторических открытий в Сибири,возникла вторая волна интереса к масштабным сибирским пространствам и уникальному наследию. Двух авторов чащевсего называюткак «ближних предшественников» сибирской неоархаики – художника из Хакассии В.Ф. Капелько, который, кроме прочего, является  разработчиком метода снятия микалентных копий с петроглифов, и омича Н.Я. Третьякова. 

Формирование сибирской неоархаики (или археоарта, этноархаики), как отчётливо различимого феномена художественной жизни Сибири, относится к 1980–1990-м годам. «Большой стиль» советской реалистической живописи в эти годы пребывал в упадке в силу известных социально-политических  катаклизмов, отразившихся и в культуре. В этот период художники стали активно  искать новые темы и новые изобразительные возможности для  преодоления текущего кризиса в искусстве, поэтому  интерес к автохтонному культурному наследию, ранее бывший чем-то глубоко периферийным, наконец-то получил возможность громко заявить о себе. 

Первые выставочные проекты, объединившие художников, которые взяли на себя смелость художественного «перевода» смыслов архаических автохтонных культур Сибири,  состоялись в конце 1990-х и начале 2000-х. Это были проекты «Алтын-чер Саяно-Алтая. Диалог культур на пороге третьего тысячелетия», «Мифы тайги и тундры», «След» и ряд других. 

Существующий на сегодняшний день довольно большой массив работ, позволяет говорить о важных общих чертах  сибирской неоархаики как художественного направления. Что же это за черты: 

Во-первых, как понимается «древность», к которой обращаются авторы, работающие в русле неоархаики?  Наследие древних племён и культур рассматривается как некая совокупность текстов, знаковая система, которую необходимо подвергнуть расшифровке. Для этого многие художники-сибиряки не только предпринимали многочисленные поездки по разным регионам Сибири за своей «натурой» (Алтай, Тува, Таймыр, северное и среднее Приобье и др.), в том числе и в составе научных экспедиций, но и основательно изучали труды учёных – археологов, антропологов – по этим темам. То есть за работами художников стоит немалый «интеллектуальный» компонент и  их «подпирает» определённый научный фундамент.

Во-вторых, не следует думать, что произведения художников-неоархаиков представляют собой простые этнозарисовки или иллюстрации.  Как правило, далее следует  попытка «вживания»  художника в образ древнего кочевника или шамана-жреца, постижения, насколько это возможно, цельного, космоцентричного, мифологического в своей основе мировоззрения древних обитателей Сибири. Совершенно понятно, что такое «погружение» и «вживание»  в опыт древности современных детей «технократической цивилизации»  не стоит абсолютизировать. Художественное произведение «на выходе» нужно понимать именно как интерпретацию того, что мы знаем о духовном опыте автохтонных обитателей Сибири. 

Итак,  сибирской неоархаике как художественному направлению свойственно интересоваться прежде всего духовным опытом древности, мифологическим системам, символам и знакам, которые их выражают, то есть в широком смысле семиотике сибирских автохтонных культур. Отсюда следуют важные  жанрово-стилистические черты: 

  • Нефигуративность, абстрактность, графичность, свойственная произведениям неоархаики; 
  • «знаковость» и символичность; многоуровневая метафоричность, предполагающая многочисленные интерпретации произведения как художником, так и зрителем; 
  • Нередко предметы древней реальности напрямую «включены» в произведение искусства, как художественная «цитата»; 
  • Экспрессивность и декоративность работ; огромное внимание уделяется орнаменту, ритму, линии, фактуре поверхности; 

Сибирская неоархаика, в силу этих стилистических особенностей, существует не только в кругу «академических» форм искусства, но и активно осваивается в дизайнерской и музыкальной среде. 

Мы уже говорили, что существует немалое число деятелей искусства, которые не входят в круг «сибирской неоархаики» непосредственно, не являются участниками соответствующих  арт-проектов. При этом они тоже обращаются к культурному наследию сибирских древних и этнических культур, делая это по-своему. Некоторые авторы, значимые с точки зрения  тематики сайта, также представлены в нашей выборке.

Поделиться