Глиняная память о детстве

В фондах Музея кулайской культуры хранятся глиняные игрушки. Игрушки сделаны в 1993 году детьми, учениками Подгорненской школы под руководством Малофеевой Анны Васильевны. Время было смутное, финансирование не стабильное. А творчество – как отдушина, как избавление от невзгод. И учащихся школы, и воспитанников Дома пионеров педагоги с охотой приобщали к каким-либо видом творчества. Кто-то учился вязать, кто-то вышивать, кто-то постигал азы гончарного творчества.

Учащихся начальных классов учила лепить из глины игрушки Анна Васильевна Малофеева. Учила у себя на дому! Будучи человеком, которых в старину называли «божьими людьми», она была наделена даром «из ничего» (глину мастерица брала дома, прямо из подпола) сделать красивую декоративную поделку. И учила этому и своих детей, и чужих.

Подгорненские ребятишки не претендовали на изготовление точных копий известных центров производства глиняной игрушки: дымковского, каргапольского, филимоновского, абашевского, романовского… Но, прослушав рассказы своего наставника об этих известных промыслах, дети старательно пытались создавать свои игрушки из глины. Так, как они их себе представляют. И это было творчество! Неказистое, но душевное.

Волшебство рождалось прямо в их руках. Грубоватый на вид кусок глины превращался в тёплое творение рук человеческих: в свистульку, в барышню, в домик, в жар-птицу, в черепаху, в пингвина, во всадника, в гармониста. Разглядывая работы своих подопечных, лицо Анны Васильевны светилось каким-то необъяснимым светом.

Живя в очень скромных условиях, почти спартанских, мастерица глиняных поделок не жаловалась на жизнь. Мне запомнилась одна из её фраз, которую Анна Васильевна обронила в нашем разговоре: на мои стенания о тяжёлой действительности она мне ответила: «Да что вы говорите! Жить – всегда хорошо. И сейчас можно каждый день «ложками Божью благодать хлебать»! Вот и работы её учеников, выполненные в далёком 1993 году, тоже веют светом «Божьей благодати».

Добавим, что изделия из глины в виде посуды и игрушек археологи постоянно обнаруживают при раскопках древних захоронений и поселений. В нашем Музее кулайской культуры хранится глиняная посуда, которая датируется кулайским временем (VIв до н.э. – Vв.). Керамика широко использовалась в кулайском обществе как кухонная, столовая, тарная, производственная, ритуальная посуда. В глиняной посуде варили пищу, хранили продукты, использовали для проведения различных обрядовых действий. Форма посуды разнообразна: банки, горшки, кувшины, чаши. Дно круглое, приострённое, реже плоское. Существуют единичные находки сосудов на поддонах.

Сырьём для кулайских гончаров служила глина, в которую добавляли, в качестве отощителя, дресву или шамот. Сосуды лепились ручным ленточным способом, поэтому толщина стенок была неравномерной. При сушке и обжиге это обстоятельство приводило к растрескиванию изделий. Возможно, по этой причине, чтобы уменьшить брак при обжиге, посуду делали преимущественно круглодонной; переход от утолщённого дна к тонкой стенке сосуда в этом случае был не так выражен. Иногда поверхность изделия покрывали обмазкой из тонкодисперсных глин. Верхняя часть сосуда орнаментировалась, иногда орнамент опускался ниже «экватора». А орнамент кулайской керамики – это не только элемент декоративного творчества, но и, для нас, современников, – важный культуропределяющий признак кулайской общности: фигурно-штамповая орнаментация, состоящая из сочетаний прямого зигзага – «уточки», треугольников, уголков, ямок и др.

 

Кулайская керамика. Фрагмент экспозиции Музея кулайской культуры

Можно ли назвать современное производство глиняных поделок продолжением кулайской традиции? Наверное, нет. Кулайская культурно-историческая общность канула в Лету. Но осталась глина: местная, чаинская, извлечённая из земли, над которой возвышается гора Кулайка. И игрушки, вылепленные из этой глины, несут глубокие смыслы. И память о детстве, которую сформировали из глины детские руки подгорненских школьников!

Поделиться