«Красота на комоде»: новая выставка в Музее кулайской культуры

10 февраля

«Красота на комоде» – такое название выставки навеяно «милыми сердцу» предметами 60-х–70-х годов прошлого века, разместившимися на импровизированном комоде в Музее кулайской культуры. Выставка открыта для посещений почти два месяца: с 5 февраля по 31 марта 2021 года.

Комод многофункционален. Действительно, занимая относительно небольшое пространство, он вмещает в себя огромное количество вещей: от постельного белья и одежды до мелочей, которые всегда должны быть под рукой.

Знаете ли вы, что комоды «родились» от сундуков? И впрямь: чтобы дотянуться до дна глубокого сундука приходилось приставлять к нему скамейку или делать внизу выдвижной ящик. Он-то, этот ящик, и стал революционным шагом на пути к рождению комода! Едва появившись, этот предмет мебели был по достоинству оценён за свою многофункциональность. Об этом говорит и само его название: с французского «commode» переводится как «удобный».

Зачастую на комод ставили часы в футляре, склянки с духами, зеркала, статуэтки и другие «накомодные» мелочи. И слоников (ну, куда же без них!).

Накомодные слоники из фондов Музея кулайской культуры (№ 1219/1-7)

Накомодные слоники. Уже немногие из нас помнят их с детства. Уходят поколения людей – уходят и воспоминания. В своё время повсеместно стояли они на буфетах, на полочках и комодах у наших уже прабабушек и создавали неповторимый уют. Семь слоников по праву занимали центральное место в комнате. С них вытирали пыль, их переставляли в разных конфигурациях, чаще всего в один ряд, по росту. И даже когда дети нечаянно разбивали какого-либо слоника или откалывали у него хобот, то слоники всё равно «гуськом», друг за другом, «шествовали» по комоду. А владельцы слоников верили, что они приносят счастье и удачу в дом! Сейчас эти милые безделушки стали ненужными и вместе с вязаными вазами для конфет, фарфоровыми фигурками оленей, пионеров, мальчиков с санками как-то незаметно исчезли из наших домов, а теперь, овеянные таинственным ореолом времени, приобрели неожиданную популярность.

Знатоки фэншуя утверждают, что фигурки слонов приносят удачу, счастье, мудрость, благоразумие, богатство. Согласно китайской теории о великом балансе, о гармонии, слон своим хоботом «ловит удачу», и поэтому фигурки слоников рекомендуется ставить как дома, так и в офисе.

Вот такие они интересные, эти музейные слоники. Немногие из музеев могут похвастаться подобными предметами. А всё потому, что в своё время слоники были признаны чуть ли не главными символами китча – проявления безвкусицы, одного из стандартизированных проявлений массовой «дешёвой» культуры. И музеи, естественно, старались не включать предметы китча в свои коллекции. И очень жаль, что с такими повседневными предметами уходила, да и сейчас уходит, интересная история жизни наших предков.

А сдала этих слоников в наш музей Ефимова Галина Иосифовна, жительница села Подгорное, тем самым увековечив память не только о быте сельчан полувековой давности, но и о себе. Галины Иосифовны уже нет, но теперь эти предметы будут видеть дети, внуки и правнуки Г.И. Ефимовой, да и все посетители, приходящие в Музей кулайской культуры.

На комод обычно укладывалась какая-либо салфетка или дорожка с вышивкой. А уж на них, как на основу, укладывали или расставляли разные «милые безделушки» или очень даже полезные вещицы, к примеру – парфюмерию.

Дорожка-накомодник из фондов Музея кулайской культуры (№ 213)

Вот, в зелёной коробочке, концентрированные духи «Лесной ландыш». И представляется, что вся дорожка пронизана запахом этих знаменитых в советское время духов. Просто поразительно, как же они сохранились! Даже упаковка дошла до нас в идеальном состоянии. Цена «Лесного ландыша» – 6 рублей 50 копеек. Сами духи выпускала ленинградская парфюмерная фабрика «Северное сияние» (группа «Экстра»). Цена духов (по тем временам) немалая. Но они того стоят. Хотя эти духи быстро выветриваются (по крайней мере, сам аромат ландыша уходит довольно-таки быстро), но остаются очень тонкие, почти неуловимые нотки пленительной лесной свежести.

А вот на комоде удобно расположился красиво оформленный парфюмерный набор в зелёной коробочке – духи «Малахитовая шкатулка». В наборе «Малахитовая шкатулка» на белом атласе покоятся три флакона: «Алмаз», «Сапфир» и «Аметист».

Из женских украшений на комоде среди бус пристроилась брошь-камея.

Брошь-камея из фондов Музея кулайской культуры (№ 1951)

В России особенной популярностью камеи пользовались в начале XIX в. Их вставляли в броши, медальоны, кольца, осыпали бриллиантами, изумрудами. Камея – это разновидность геммы, ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях. Такая миниатюра является произведением искусства, представляющим собой барельеф человека (или нескольких людей), вырезанного в камне. Камея, экспонируемая на нашей выставке, конечно же, не сродни эрмитажевским раритетам: вместо каменных здесь использовались пластмассовые миниатюры, обрамлённые в нарядную овальную рамку.

Кто-то из привередливых ценителей старины может небрежно бросить: «Ну вот, опять нам подсовывают этот китч!». Но наша выставка и не претендует на показ ювелирных шедевров. Она – о другом, о быте наших земляков, тянущихся к прекрасным проявлениям возвышенных чувств. Ведь как раньше, так и сейчас, камея воспринимается как символ любви, как некий залог верности, которым обмениваются влюблённые.

А что до подлинных камей… Сибирячка, прикрепляя брошь на своё платье, прекрасно осознаёт некую искусственность такого украшения. Не всем же дано щеголять в изумрудах, золоте и бриллиантах! Место таким произведениям ювелирного мастерства – в музеях и специализированных хранилищах. Но наши «китчевые» камеи, несмотря на их простоту, тем не менее, дают возможность окунуться в мир подлинного искусства глиптики, в мир искусства резьбы по камню.

Сегодня трудно найти настоящих специалистов такой резьбы, в то время как в XVIII–XIX веках резьба по камню считалась престижным и востребованным ремеслом. Она отсылала людей к изяществу античного времени. О камеях мы узнаём из сохранившихся томов Александрийской библиотеки. Именно в Александрии, которая основана за 300 лет до Рождества Христова, появились первые упоминания об этом виде искусства, а также и сами эти изделия.

Символом утончённой красоты определяют современные культурологи значение изящных портретов в камне. Это объясняется тончайшими линиями, деталями. Да и свойства горных пород, их полупрозрачность, сияние и переливчатость, многоцветность придают изображению особую выразительность. Барельеф приобретает живой объём, становится более одухотворённым, нежным, он воплощает в себе красоту, доведённую до совершенства. Именно поэтому подарок в виде портрета в камне является уникальным и говорит о восхищении дарителя.

Есть традиция, по которой семейная драгоценность передаётся по женской линии – от матери к дочери. По легенде, вместе с ювелирным изделием передаётся тепло семейного очага и мудрость жены. Если в семье нет дочери, то следует передать гемму невестке. В связи с этим появилась современная традиция – преподносить геммы молодожёнам в качестве подарка. 

В гемму вкладывался и ещё один скрытый смысл: ранее, если девушка преподносила юноше свой портрет, это могло значить, что она даёт обещание, своё согласие на брак и верность. Миниатюру можно было носить с собой. Даже при длительных расставаниях пары как бы оставались вместе.

 Много интересных вещей находится на нашем комоде. Вещей, несущих память и свои увлекательные истории. Приходите на выставку, не пожалеете!

Поделиться