ПРИВЕТ ИЗ ПРОШЛОГО

Мир обитателей тайги и болот

 

В эпоху раннего железного века, к  которой относится и Кулайская культура, в жизни населения Западной Сибири произошли существенные перемены. Это связано с рядом обстоятельств: во-первых, на этот период приходятся значительные климатические изменения, выразившиеся в похолодании и увлажнении климата и развитии заболачивания территории.

 

Во-вторых, происходит новый технологический рывок в жизни племён, обитавших в Приобье – освоение железа и внедрение его в хозяйственную практику.

 

В-третьих, в южносибирских степях формируются общества кочевнического типа, возникают новые племенные союзы и иные объединения, что приводит к большей подвижности населения, росту культурного и этнического разнообразия. В связи с этим резко увеличилась военная составляющая местных культур; постепенно сибирские племена и группы  оказались втянуты в процессы массовых переселений и миграций.

 

Кулайское население издавна было связано с южными соседями экономическими, обменными  и культурными связями и эти перемены не могли не сказаться  на жизни кулайцев.

 

Однако, все эти процессы развивались в течение многих столетий: ранний железный век  охватывает собой целое тысячелетие: с VI в. до н.э. по V в. н.э. и каждое живущее поколение могло вообще не заметить никаких перемен в своей жизни: вести хозяйство, как и их предки, поклоняться тем же божествам и духам, растить детей и хоронить своих отцов и дедов на родовых могильниках. Традиционные культуры очень консервативны; внедрять что-либо новое без крайней необходимости они не стремятся.

 

Кулайцы строили свои поселения по берегам небольших рек неподалёку от устья, в незатопляемых местах. Но, иногда, поселения кулайцев сооружались вблизи озер, в местах, весной затапливаемых водой; вероятно, такие поселения носили сезонный характер.

 

Поселения включали в себя от 3 до 10 жилищ, расположенных компактно; планировка посёлков разнообразна, однако, преобладает кольцевая.  Поселения на васюганском этапе кулайской культуры располагались вблизи друг от друга,  на расстоянии 100-200 м.  На более позднем, саровском, этапе структура поселений меняется: небольшие посёлки  уже не составляют  колоний, а рассредоточиваются  на большем расстоянии друг от друга – 3-10 км. Это отражает какие-то важные социально-демографические изменения в структуре кулайского общества.

 

Жёсткой однотипности кулайских жилищ не было, тем не менее, можно выделить наиболее характерные черты: это полуназемные или наземные сооружения; котлован рыли  на глубину от 20 до 70 см, форма котлована прямоугольная или квадратная. Предположительно,  жилища имели каркас из столбов, бревенчатые стены, снаружи присыпанные землёй; в центре, или  ближе к выходу располагался открытый очаг, чаще всего один. Часто встречаются коридорообразные выходы, обращённые к центру посёлка.

 

Мощность очагов, фиксируемая археологами, говорит о долговременности построек и осёдлости их обитателей. Подобный тип жилища оказался хорошо приспособленным к местным условиям, а потому, почти не изменившись, дожил до этнографической современности, когда и был зафиксирован исследователями у западносибирских аборигенов.

 

В общий комплекс поселений входят городища; эти сооружения предназначались для защиты от врага. Кулайские городища есть и во внутренних, и в пограничных районах культуры: это говорит как о наличии внешних врагов, так и о внутренних противоречиях среди кулайских сообществ. Среди городищ встречаются лесные и береговые; чаще всего городища занимали мысовые участки, но в любом случае сооружались на возвышенном господствующем на местности участке. В систему укрепления городищ входят рвы и валы, иногда двойные; вероятно, существовали какие-то деревянные укрепления (частоколы, заборы). На всех городищах были выездные ворота. Иногда имелись дополнительные укрепления-башни.  Городища кулайской культуры в Нарымском Приобье были небольшими, площадью 400-1200 кв.м. На саровском этапе культуры мощность оборонных сооружений  возрастает, что говорит о росте военной напряжённости в кулайском обществе.

 

Кулайские городища выполняли кроме военной, функции центров металлургического производства (на Саровском этапе), и культового центра. Возможно, металлообработке придавалось некое магическое значение. На ряде городищ, расположенных далеко друг от друга (Усть-Полуйском, Саровском и Дубровинский Борок 3) около очагов рядами были сложены черепа зайцев, соболей, либо собак, что вряд ли могло быть случайным совпадением; вероятно, это следы какого-то ритуала. На ряде городищ имеются следы человеческих жертвоприношений (на Саровском городище – детское погребение и женский череп).

 

Могильников кулайцев известно до сих пор немного, из них на территории Томской области всего два: Усть-Киндинский и Алдыганский. Умерших хоронили в неглубоких грунтовых могилах, в вытянутом на спине положении, обёртывая  в бересту; головой в противоположную от реки сторону и (или) в направлении на северо-запад, север, северо-восток.    Обязательным элементом погребального инвентаря были керамические сосуды, которые устанавливали в области поясницы или в ногах, количество сосудов – от 1-3 в индивидуальных могилах, до 9 в коллективных.  Многие погребения содержали бронзовые украшения, оружие, костяные и каменные орудия труда. Вероятно, имелись надмогильные сооружения в виде срубов и настилов, засыпавшиеся землёй.

 

Игнатенко З.А.

Поделиться