ИССЛЕДОВАНИЯ

Из истории исследований кулайской культуры*

 

Первые сведения о памятнике относятся к 1920 (по другой версии к 1922 г.). При распашке горы, приблизительно в 150 м от края на небольшой глубине обнаружены бронзовые котлы скифского типа с серебряными и медно-бронзовыми изделиями. Часть находок (54 предмета) была передана в Томский областной краеведческий музей предположительно художницей Проскуряковой. В 1927 г. коллекция была увеличена за счёт предметов, собранных Л.Н. Зинченко в осыпи берега и приобретенных у местных жителей. В 1928 г. И.М. Мягков обследовал места находок  на самой горе Кулайке  и рядом с ней (в 120 м на восток от горы) на месте, носящем теперь название «Пионерлагерь». Именно на последнем была пашня, где крестьянин нашёл два котла и вещи. Культурного слоя он не обнаружил, но на площади 6х8 м вдоль кромки горы на глубине 0,5 м собрал небольшое количество керамики, остеологический материал, изделия из меди и бронзы. От старожилов он получил информацию  о культовом почитании горы селькупами. В 1927, 1929 гг. он опубликовал сводку из 111 кулайских предметов, объединив их в общую культуру эпохи раннего железа, позднее названную кулайской. И.М. Мягковым памятник впервые идентифицирован как святилище.

 

В 1957 г. Кулайку обследовал Г.В. Трухин, из сборов которого известно 5 медных русских и шведская монета XYIII – XIX вв.

 

В 1958 г. Р.А. Ураев обследовал окрестности с. Подгорного. На Кулайке им вскрыто более 50 кв. м, есть упоминание о выявленном культурном слое кулайского периода. Всего раскопом вскрыто около 80 кв.м. При раскопках обнаружены фрагменты керамики, человеческие кости, несколько обломков наконечников стрел и 2 целых наконечника[1].

 

В 1964 г. В.А. Дремовым и в 1977 г. В.А. Рябцевым, несмотря на зачистки, культурного слоя отмечено не было. Последним найдена керамика эпохи железа, обломки мамонтовой фауны, часть бронзового изделия. Обоими сделан вывод о полной гибели памятника в результате водной эрозии горы.

 

В 1988 г. памятник обследовался Е.Г. Шершеневой, составившей глазомерный план. В ходе обследования была сделана зачистка одной из грабительских ям. Культурный слой не отмечен, находок нет. Сохранившийся “пятачок” на вершине горы составлял на этот момент 4х6,5 м. Сделан вывод, что памятник «разрушен практически полностью и не представляет научной ценности».

 

В 2000 г. осмотр местности проводился Л.А. Чиндиной. Констатировано тяжёлое состояние памятника из-за разрушительных действий человека. Сохранившаяся часть памятника оказалась изрытой многочисленными ямами. Тогда же было проведено частичное тахеометрическое нивелирование местности, снят план горы, заложена небольшая траншея В-З (5х0,5 м). Обнаружено погребение. Принято решение о проведении обязательных раскопок с привлечением географов.

 

В 2001 г. Л.А. Чиндиной раскоп на Кулайке расширен, в него включена траншея 2000 г. Общая площадь – 26 кв.м. В составе экспедиции работали географы Н.С. Евсеева и А.М. Малолетко. Ими определена географическая ситуация района памятника, проведена полуинструментальная съёмка урочища и дана палеогеографическая справка с предварительным выявлением этапов развития рельефа [2].

 

Кулайское культовое место расположено в Чаинском районе Томской области, на правом берегу р. Чаи. Территория представляет фрагмент Васюганской наклонной равнины, которая реками Чижапка, Парабель, Чая и др. расчленяется на ряд междуречий. В 300 м ниже устья р. Иксы сформировалось урочище Кулайское. Оно включает в себя собственно Кулайский мыс, останец и мыс водораздельной равнины – Пионерлагерь. В то же время гора Кулайка и Останец объединены с мысом Пионерлагерь перешейками разной длины и высоты; от горы Кулайки 130 м, от Останца – 15 м. Сама гора Кулайка представляет узкий мыс-перешеек водораздельной равнины с обнажением у р. Чая. Длина мыса с ЮЗ на СВ 130 м, ширина гребня от 1 до 6 м, ближе к обрыву расширяется до 6 м и представляет приближенную к горизонтальной площадку примерно 6 х 8 м. Высота обрыва мыса 35,5 м, а над урезом воды – 42,8 м. Длина обнажения мыса в зоне разлива – 102 м. Крутизна мыса в нижней части 30-80°, сверху он отвесный (90°). Склоны мыса крутые вверху до 40-50° ближе к основанию – 23-26°, заняты травянистой растительностью. Юго-восточный склон порос березовым лесом и кустарником, северо-восточный занят осокой, мхом, зарос лесом (береза, осина, пихта, ель) и кустарником. Дерновый слой на поверхности гребня не сложился их-за постоянных плоскостных смывов. Структура верхних слоев – суглинки, в той или иной мере песчанистые.

 

Л.А. Чиндиной при раскопках 2000-2001 гг. на г. Кулайке выявлен культурный слой мощностью 0,3 м. Стратиграфия раскопа представлена 3 слоями. Исследованы 2 погребения. Погребение 1 ориентировано головой на ССЗ. Погребенный лежал вытянуто, на спине. Размеры котлована 1,8 х 0,4 м. Глубина 10-18 см. Могильная яма перед помещением туда умершего, видимо, была обложена голубой глиной, а затем засыпана ею же. Скелет и почва в области тела обсыпана охрой бруснично-бурого цвета, наиболее обильно в области груди и черепа. Находок с погребенным не обнаружено. Погребение 2. Могильная яма зафиксирована на глубине 15-20 см, ее размеры 0,8 х 2,1 м. Вытянута в направлении ССВ-ЮЮЗ. Заполнение могилы состояло из ракушечника с высоким процентом песка (как и голубая глина есть в нижних обнажениях Кулайки). В могиле обнаружены кости ребенка, располагавшиеся поперек могильной ямы, и кости женщины. Все кости плохой сохранности. Из сопровождающего инвентаря только несколько костей птицы. Раскопы были также разбиты на Останце и на мысе Пионерлагерь. На Останце культурный слой не отмечен, находок нет. На мысе Пионерлагерь объектов не обнаружено, культурный слой есть. Поскольку находки 20-х гг. были сделаны именно здесь, то Л.А. Чиндина считает вероятным найти следы прошлого на юго-восточной, залесненной территории мыса. Для этого необходимо закладывать большие раскопы или серию дискретных более мелких рекогносцировочных раскопов, которые затем можно объединить. Территория мыса Пионерлагерь значительно искажена многочисленными постройками и искусственными лесопосадками по периметру лагеря. На Останце перспективной в плане находок может быть только южная,  наиболее высокая его часть.

 

Находки погребений на Кулайском культовом месте принципиально меняют историко-интерпретационную картину по сравнению с уже известными исследованиями. Наличие погребений со специфическими ритуальными действиями значительно расширяет культовую структуру древнего святилища, возможно с человеческими жертвоприношениями. С большой долей уверенности можно утверждать культовую функцию святилища как места культа предков. Перевод названия горы – Кулайка – звучит с селькупского как «гора предков» или «народа, связанного пуповиной с предками».

 

Кулайское культовое место является базовым памятником для выделения одноименной культуры раннего железного века. Огромная территория распространения (от Иртыша до Енисея, от северного Ледовитого океана до Алтая) и широкий хронологический диапазон ( V до н э. - V в. н.э.) ставит кулайскую культуру, а вместе с тем и Кулайское культовое место в ряд объектов культурного наследия, имеющих международное научное значение.

 

Открытие кулайских древностей в 20- г. прошлого столетия, интерес научного сообщества к появившемуся материалу привели к формированию кулайской проблематики, и целенаправленному её решению. За, почти столетие, прошедшее с момента первых открытий накопился обширный материал позволивший систематизировать и детализировать проблематику кулайской культуры.

 

Первый вопрос, связанный с «кулайским кладом» был его культурно-хронологической принадлежности. Первые работы по систематизации, определению хронологии, исторического места и значения, проведенные И.М. Мягковым в далеком 1929 году, не потеряли своё значение до настоящего времени.[3] Он, на анализе материалов предложил  датировать находки II до н.э. – IV в. н.э. Однако, для исследователя культура пока оставалась «типа кулайской». Название «кулайская культура» было предложено В.Н. Чернецовым в1953 г.

 

Ситуацию в датировке и культурной принадлежности была сильно осложнена тем фактом, что до 1968 г. своеобразное художественное литьё и оружие, найденные в кладах, не связывались с керамикой, как наиболее массовым материалом.

 

Изменение ситуации произошло в конце 60-х годов при работах на Степановском комплексе археологических памятников, на среднем Васюгане. При этих работах кулайское литьё было найдено в закрытых комплексах вместе с керамикой, бытовыми предметами, оружием и с артефактами литейного процесса.[4]

 

Накопленный материал в 60-70 е годы XX века позволили наполнить кулайскую культуру конкретным содержанием. По результатом проведенных исследований Л.А. Чиндина охарактеризовала кулайскую культуру, а выводы, сделанные ею находят подтверждения и спустя 30 лет после издания монографии «Древняя история Среднего Приобья в эпоху железа» изданную в 1984 г.

 

* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ, проект № 12-11-70004.

[1] Ураев Р.А. Дневники раскопок на Кулайской горе // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья. Томск: Изд. ТГУ, 2001.  С.30-33.

[2] Евсеева Н.С., Малолетко А.М. Результаты обследования кулайской горы // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья. Томск. Изд. ТГУ. 2001. С.34-37

[3] Галкина Т.В. Мягков  Иван Михайлович // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья. Томск. ТГУ. 2001. С.101-102.

[4] Чиндина Л.А. Изобразительная деятельность в кулайской культуре //Очерки истории Томской культуры. Томск. 2010. С. 10-16.

 

Марков П.А.

Поделиться